Усовершенствование системы подачи жалоб в гостендерах — дифференцированная оплата

Киевская школа экономики провела исследования по вопросу эффективности работы механизма подачи жалоб участниками на неправомерные действия заказчиков в системе электронных публичных закупок. Исследования показали, что 62% участников считают слишком дорогой плату за подачу жалобы и не доверяют работе АМКУ. Система подачи жалоб должна быть простой, доступной и эффективной, а также вызывать доверие у участников. Только тогда она будет действенной правовой защитой от неправомерных действий заказчиков в процессе проведения закупок.

По результатам работы системы подачи жалоб за 2016-2017 года получился следующий вывод:

  • участники не доверяют системе подачи жалоб и считают ее сдерживающим фактором;
  • участники часто не знают, как правильно пользоваться системой подачи жалоб, что приводить к торможению работы комиссии АМКУ, а также процессу проведения тендера и совершения закупки;
  • механизм подачи жалоб не защищен от манипуляций, так называемого троллинга.

Однако самой важной проблемой является стоимость подачи жалобы, которая составляет: 5000 гривен для тендера по закупке товаров или услуг, 15000 гривен при закупке работ. Для малого и среднего бизнеса это существенные суммы. В некоторых закупках (с малой величиной ожидаемой стоимости), подача жалобы участником просто коммерчески нецелесообразна, даже если заказчик совершает очевидные нарушения.

Опыт ЕС в этом вопросе различен. В 11% стран вообще не берут плату за подачу жалобы в госзакупках, а в 39% стран она носит дифференциальный характер и варьируется от 1 до 3% от ожидаемой стоимости закупок.

Изменения планирует и Департамент регулирования публичных закупок, который готовит Постановление КМУ об утверждении новых тарифов, носящих дифференциальный характер. Тарифы планируется ввести следующие: 0,3% от стоимости закупки, но не меньше 2000 гривен, если жалоба подается до окончания срока подачи предложений от участников; 0,6% от стоимости закупки, но не меньше 3000 гривен, если жалоба подается после окончания аукциона. Такая ситуация может существенно улучшить положение дел в системе подачи жалоб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *